Алексей
Федорчук
Linux
RSP Web Site
Это
заметка о том, как просто
работать в Linux. Не в том
смысле, что работать в Linux'е
- просто (работать вообще
очень сложно, как
говаривал Антон Павлович
Чехов). А о том, как,
работая под Linux'ом,
выполнять свою
повседневную работу.
Каковая (по крайней мере
для меня) включает набор
текстов для последующей
печати или помещения в
Сеть, подготовка и вставка
иллюстраций, как
растровых, так и векторных,
просмотр Сети.
Кроме
того, естественно,
постоянно необходимы
всякого рода файловые
операции. А также какое-никакое
музыкальное
сопровождение (что
поделать, привык). Ну и не
все равно, в какой среде
все это происходит, не
только с функциональной,
но и с эстетической точки
зрения.
Поскольку
именно среда во многом и
определяет впечатление от
системы, с нее то мы и
начнем. Все ниже сказанное
относится к Linux Mandrake 6.0 Russian
Edition. В которой оконной
средой по умолчанию
является KDE, содержащая
встроенные средства,
позволяющие (по крайней
мере теоретически) как-то
решать почти все
перечисленные проблемы. И
так,
Оконная
среда KDE
В
отличие от большинства
прочих оконных менеджеров,
KDE представляет собой
действиетльно
интегрированную среду,
содержащую базовые
средства для решения ряда
повседневных задач.
Писалось о ней не мало,
поэтому я остановлюсь
только на моментах, важных
для меня лично, или почему-либо
привлекших мое внимание.
Внешне
(рис. 1) KDE имеет нечто общее
с Windows 9x или оболочкой OS/2.
Хотя спутать ее с обеими -
невозможно. Это, с одной
стороны, обеспечивает
чувство смутного
знакомства (и не
обескураживает, как
экзотика, скажем, Enligtenment'а),
с другой - будит здоровое
любопытсво, не вызывая
скуки, появляющейся при
взгляде на, к примеру, fvwm2 (не
для того же, в самом деле,
мы ставили X-Window, чтобы
лицезреть великую кнопку
Start).
Рис.
1. Оконная среда KDE,
файловый менеджер kfm (на
заднем плане) и встроенный
в него браузер (на
переднем плане)
Правда,
и в KDE нечто вроде такой
кнопки (называемой K)
имеется. Она расположена в
начале панели программ (по
умолчанию - внизу экрана,
но может помещаться с
любой стороны).
Программная панель
отделена от панели задач (которая
по умолчанию - вверху). Так
что места достаточно для
любого разумного
количества кнопок и
запущенных приложений (а
если учесть еще минимум
три рабочих стола - то
более чем достаточно).
Кроме
положения панелей,
настраивается и почти все
остальное: цвет и узор
фона, цветовые схемы в
целом, экранные шрифты.
Правда, выбор последних,
особенно русских,
удручающе узок, а
имеющиеся с точки зрения
эстетики и читабельности
далеки от совершенства.
Кроме
того, в комплекте имеется
набор тем рабочего стола;
некоторые - весьма
симатичны. Разумеется, в
качестве обоев можно
использовать и свои
картинки (в любом из
обычных растровых
форматов).
Однако
хватит об эстетике,
поговорим о
функциональности. В этом
плане один из важнейших
аспктов для пользователя -
Средства
управления файлами
Здесь
таковое именуется kfm (K Files
Manager). Организована она в
стиле Windows'кого Explorer'а. Мне
то больше нравятся
системы типа Nortona, FAR'а при
прочих Windows Commander'ов. Но эта
- довольно удобна.
Kfm
функционирует в двух
режимах - обычном
пользовательском и
суперюзерском (в
последнем случае при
запуске в терминале
запрашивается пароль root'а).
Функционально они
аналогичны, различаясь
только правами доступа.
Управление
kfm - браузероподобное (см.
рис. 1, задний план).
Имеются кнопки - Вверх,
Вперед, Назад, Домой.
Щелчок (одинарный) на
текстовом файле
автоматически вызывает
редактор kedit (о котором -
дальше), на графическом -
вьювер kview.
Операции
над файлами (копирование,
удаление, открытие и
прочее) осуществляются до
безобразия просто -
щелчком правой клавиши
вызывается всплывающее
меню, из которого
выбирается
соответствующий пункт.
Можно работать как с
одинокими файлами, так и с
целыми каталогами и
подкаталогами любой
степени вложенности.
Так,
чтобы скопировать некий
каталог (хоть диск целиком,
ведь разница между
каталогом и устройством -
нет), выбираем пункт "Скопировать"
в исходной точке,
переходим в целевую и
выбираем - "Вставить".
Правда, команды "Переместить"
нет, для этого надо
вернуться обратно и
удалить исходный каталог.
Для удаления есть два
режима - безвозвратное (как
известно, в UNIX'е нет
аналогов unerase, undelite etc.) или
путем помещения в корзину
(аналогичную таковой Windows;
правда, как настроить или
хотя бы определить ее
размер - так и осталось для
меня загадкой).
Кстати,
что раздражает человека,
непривычного к UNUX'у - это
всякого рода права
доступа. Часто хоть тресни,
а скопировать или
перезаписать файл не
удается. Пока не вспомнишь,
что создал его (а то и
целый каталог) в роли root'а.
Конечно, kfm в режиме
суперпользователя
позволяет изменить
принадлежность файла
пользователю и группе, а
также изменить для них
права доступа. Однако, в
отличие от копирования,
это приходится делать по
одному, что - скучно. Проще
сделать это в командной
строке посредством команд
chgrp, chown, chmode с параметром -R
(рекурсивно, то есть
включая все вложенные
подкаталоги и их файлы).
Сетевая
ориентированность kfm (в
нем, как и в последних
Explorer'ах, нет разницы -
работаете Вы с файлами на
локальном диске или на
сколь угодно удаленной
машине; но реализовано это
не столь навязчиво, как в
Windows) подчеркивается тем,
что в него встроен
собственный браузер.
Это
- не бог весть что по
сравнению с современными
Explorer'ами и Communicator'ами, но
все минимально
необходимые функции в нем
есть (см. рис. 1, передний
план). Правда, не
поддерживается JavaScript и Java,
а также фреймы. Зато
работает чрезвычайно
быстро. Кроме
навигационных целей, его
удобно использовать для
просмотра простых
страничек, создаваемых в
kedit'е или kwrite, но об этом
позднее
Раз
уж здесь зашла речь о
браузерах (ведь это тоже в
какой-то мере средство
работы с файлами) - скажу
еще пару слов , что бы
потом не возвращаться к
этой теме. Вместе с KDE (и
встраиваясь в него) в
комплекте идет Netscape
Communicator версии 4.6. Что про
него скажешь - Netscape как
Netscape, полный аналог
соответствующей по номеру
версии для Windows, с Composer'ом и
Messager'ом (но, хвала аллаху,
без AOL'а, избавиться от
которого в Windows - задача не
из самых простых).
Автоматически
устанавливается plug'in для
просмотра Shockwave, хотя,
скажем, проигрывателя Real'овских
файлов или VRML-вьювера - нет.
Хотя, возможно, их можно
каким-то образом
доустановить: попытка
запустить RealVideo вызвала
предложение это сделать.
За отсутствием Сети -
проверить не смог.
По
той же причине не проверял,
как функционирует
почтовый клиент. А к Composer'у
у меня отношение
отрицательное в любом
исполнении (из-за его
постоянных неразрывных
пробелов, навязчивого
метаполя generated и вообще
стремления переиначить
введенные руками тэги).
Ну вот, с
файлами в первом
приближении разобрались.
Теперь посмотрим, чем же
они (файлы) делаются. Здесь
важнейшими для меня
являются
Средства
работы с текстами
Для этого
традиционно служат
текстовые редакторы и
текстовые процессоры. О
чем и хочу сделать
несколько
предварительных
замечаний.
Одна
из причин моего
приобщения к Linux'у -
неудовлетворенность
современными текстовыми
процессорами. Со временем
они не становятся лучше, а
становятся только больше.
А вопрос этот меня весьма
трогает - я использую
процессоры не по прямому,
якобы, назначению - для
набора текстов. Для этого
лучше подходят
максимально простые
редакторы - меньше
отвлекающих факторов,
ведь я не столько набираю,
сколько - придумываю. А в
современном процессоре
трудно не поддаться
порочному занятию
параллельного
форматирования, что
мешает потоку творческого
сознания.
Для
меня процессоры - в первую
очередь инструмент
верстки. Так уж сложилось
исторически. То, с чем я
имею дело -
многостраничные, довольно
сложно структурированные
документы (научного, так
сказать, содержания). Ни
PageMaker, ни QuarkPress для этих
целей категорически не
подходят, что бы не
говорили их адепты. А в
специально
предназначенный для
такого FrameMaker поддержку
русского языка так никто и
не удосужился вставить (баловство
это - наука по русски). Не
верстать же, право, в
старой DOS'овской Ventura с ее
GEM'ом...
Вот и
приходится пользоваться
текстовыми процессорами.
А с точки зрения верстки
они просто деградируют (за
исключением WordPerfect'а, но уж
шибко экзотичен он у нас).
Достаточно
посмотреть, во что
превратился AmiPro (уже в
версии 3.0 он содержал
практически все, что нужно),
сменив свое милое сердцу
имя друга профессионала
на безликий - WordPro. А уж
чего стоит такое
достижение
микрософтовской
творческой мысли, как
невозможность (в 97-м Word'е)
создать пустой фрейм? Все
никак не удосужусь
проверить, исправлено это
в двухтысячном Word'е, или
возведено в ранг
пренепременной фичи.
Но
ведь есть же TEX, специально
предназначенный именно
для научных текстов,
скажете Вы мне. Верно. Но
исторически, не будучи
математиком, дел с ним не
имел и не знал. Учить что-то
просто так, впрок, без
сиюминутной потребности,
я не умею. А поскольку
верстальные задачи имеют
свойство появляться
неожиданно и требоваться -
вчера, времени на освоение
TEX'а в процессе работы не
оставалось. Приходилось
пользоваться тем, что уже
и так знаешь.
Вот
я и решил совместить
освоение TEX'а с
приобщением к Linux'у.
Поскольку он в последнем
реализован многобразно и
хорошо. В том числе - и для
русскоязычных текстов.
Здесь я, однако, об этом
писать не буду, поскольку
верстку текстов к простым
задачам отнести сложно.
Порастекавшись
мыслию по древу текстовых
процессоров, вернусь.
однако, к нашим баранам, то
есть к редакторам. Тем,
которые идут в комплекте с
KDE.
Их - два, kedit и
kwrite. Они ориентированы на
разные задачи и,
соответственно,
отличаются функционально.
Kedit (рис.
2) - простенький редактор
вроде Notepad'а. Имеет все
необходимое для набора
текстов - выделение,
копирование, вставка,
поиск и замена, и так далее.
И - ничего лишнего для их
форматирования. Нужные
настройки также
присутствуют: можно
изменить цвет фона и
текста, шрифт и (для
русского языка) кодировку.
В общем, спартанский набор
наборщика (простите за
тавтологию).
Рис.
2. Kedit - простой текстовый
редактор
Kwrite
функционально ближе к
редакторам типа Aditor'а или
TextViewer'а (рис. 3). Он
предназначен скорее для
писания исходных текстов
программ. Помимо обычных
настроек, позволяет
цветом выделять языковые
конструкции (тэги html,
синтексис C, Java и прочих). В
общем, типичный редактор
для программиста.
Рис.
3. Kwrite - развитый текстовый
редактор для
программистов.
Как
видите, для человека,
ориентирующегося на
Сетевое, если так можно
выразиться, писание,
средства более-менее
достаточные: в kedit'е удобно
набирать тексты любой
длины (не отвлекаясь на
форматирование), в kwrite -
проставить тэги (хотя
средства автоматизации
этого процесса,
естественно, отсутствуют).
А для просмотра
результатов можно
использовать браузер из
kfm.
Разумеется,
мало-мальски сложный сайт
в kwrite не сделать, так как
остутствуют средства
проверки ссылок,
целостности проекта и
тому подобные атрибуты
развитых html-редакторов.
Однако - уж получше Notepad'а,
который многие
профессиональные web-мастера
считают лучшим web-редактором
всех времен и народов.
Правда, думаю, все же
лукавят.
Если
же нужно самовыразиться
на бумаге (хотя бы в виде
милой сердцу
постсоветского бюрократа
и головотяпа служебной
записки) - штатного
инвентаря KDE, конечно, мало.
Ведь даже выровнять по
правому краю ключевые
слова - Тому-то от такого-то
- и то нельзя. Требуется
какой-никакой текстовый
процессор. Однако об этом -
как-нибудь в другой раз. А
пока - о следующем
необходимом моменте
повседневной
деятельности, а именно - о
Работе с
графикой
Первое,
о чем тут хочется сказать -
это о программке ksnapshot (рис.
4), предназначенной для
снятия экранных копий (так
называемых скриншотов).
Она несколько напоминает
Capture из Corel'овского
комплекта, хотя и попроще.
Позволяет снять весь
экран или только активное
окно, скрыв или, напротив,
выведя на первый план окно
самого ksnapshot'а; в отличие
от Capture, нельзя
скопировать объект
произвольной формы.
Результаты можно
сохранить в виде gif, jpeg, bmp и
пара мне неизвестных
типов. Как ни странно,
среди выходных форматов
отсутствует tiff.
Рис.
4. Knapshot - программа для
снятия экранных копий.
Следующий
графический инструмент -
GIMP (рис. 5). Это развитый
растровый редактор, может
быть, и не дотягивающий до
PhotoShop'а. Но функционально
не уступает по крайней
мере Picture Publisher или Corel
PhotoPaint. Весьма удобен в
обращении, все
манипуляции можно
выполнить щелчком правой
клавиши мыши. Понимает все
основные растровые
форматы, в том числе и
PhotoShop. Впрочем, GIMP
заслуживает отдельного (и
подробного) разговора.
Пока же отметим, что
инструмент для
элементарной (и не только)
обработки растровой
картинки в штатном наборе
- имеется.
Рис.
5. Растровый редактор GIMP
Наконец,
последний из предметов
первой необходимости -
редактор векторный. В этом
качестве выступает Killustrator
(рис. 6). С ним дело обстоит
похуже. Если относительно
GIMP'а можно спорить, лучше
он PhotoShop'а или хуже, то
здесь никакие споры
неуместны: Killustrator не
дотягивает до уровня даже
рисовальных модулей из
ранних версий
презентационных пакетов,
вроде Freelance.
Рис.
6. Векторный редактор
Killustrator
Имеется
базовый набор рисовальных
средств - линий, кривых
Безье, овалов и
многоугольников. И
средства изменения их
атрибутов. И все. Ни
спецэффектов, ни
возможности растровой
подложки, ни
текстурирования. И из
выходных форматов -
фактически только EPS. О
импорте из других
векторных рисовалок - и
речи нет (впрочем, и пакеты
для Windows этим не очень
грешат).
Однако что-то
я все об инструментах да
об инструментах. Ведь не
инструментом единым жиива
работа. Не менее важна
комфортная обстановка.
Что заставляет обратиться
К вопросу о
развлечениях
Под
этим понятием я
позразумеваю не игры, а,
следуя порочной русско-виндовой
терминологии, возможность,
скажем, послушать музыку
во время работы. Как
обстит дело с этим?
В
состав KDE входит серия
мультимедийных программ -
CD-проигрыватель, пара MPEG-плейеров,
видеоплейер, микшер,
проигрыватели wav- и midi-файлов
(рис. 7). Функционально они
ничуть не уступают своим
аналогам под Windows.
Рис.
7. Мультимедийные средства
KDE (сверху вниз и слева
направо): микшер, kmpg -
штатный mpeg-аудиоплейер,
X11amp - развитый mpeg-аудиоплейер
(аналог Winamp'а), CD-плейер
Настройка
их тоже не сложна. В Mandrake (и,
вероятно, в прочих клонах
RedHat'а) по умолчанию
поддержка звука в ядре
включена. Разумеется, если
Linux сам по себе
поддерживает Вашу
звуковую карту (если нет -
вопрос не ко мне; впрочем,
это неоднократно
описывалось и в Сети, и на
бумаге). Проверить это
можно с помощью
программки sndconfig (вероятно,
есть и другие способы, но я
их пока не знаю). Она
задаст несколько вопросов
(ответы на них - очевидны) и
проведет тест: если Вы
услышите wav и midi звуки -
значит, все в порядке.
Для
доступа к mpeg-аудиофайлам
непосредственно в KDE
необходима еще одна
процедура: дать user'у право
доступа к аудиоустройству
(по умолчанию этой
привелегией располагает
только root). Для этого надо
назваться последним (посредством
su) и запустить chmode с
соответствующими ключами
(точный формат команды
выдается в ответ на
попытку запустить микшер,
будучи user'ом). После этого
Вы получаете доступ ко
всей перечисленной выше
музыке.
Дополнение:
давеча получил письмо от
одного из посетителей
моего сайта (подписавшегося
ником Ulrith. В нем приведена
столь замечательная
история, что не могу не
присести ее здесь. Сначала
автор письма пытался
настроить звук тем
способом, как описано у
меня. И получалось скверно:
под root'ом звук был, под user'ом
- отсутствовал. А дальше (цитирую):
"На
след. день мне приснился
сон (!), в котором я решил
эту проблему совершенно
идиотским способом, а
именно: пошел в рута, и в
центре управления КДЕ
понавыбирал всяких звуков
для всяких событий. (Ранее
я считал, что руту
мультимедя не нужна - не
солидно как-то ;) Потом
пошел в себя и сделал там
то же самое. И вот тут-то
оно и заработало.
Проснувшись, я подивился
глупости сюжета, но ;), все-таки
проделал вышеописаное на
работе. Сон оказался в
руку ;) Такая вот эпопея с
элементами мистики ;)"
(конец цитаты, как говорят
телекомментаторы.
Так
что и такой способ
возможен. Я-то, честно
говоря, поступил очень
неизящным способом: звук
требовался срочно (на
предмет укладывания детей
спать), а потому я просто (назвавшись
root'ом) присвоил все файлы в
каталоге /dev самому себе,
но уже в роли user'а...
Доступ
к музыке возможен через
штатный MPEG-плейер,
довольно примитивный, или
через X11amp - полный
функциональный аналог
известного winamp'а. Однако,
на мой взгляд, удобнее
воспользоваться KJukeBox
Райнера Максимини (Rainer
Maximini). Как следует из
названия, это, в сущности,
база данных mpeg-файлов, с
возможностью создания и
импорта плейлистов, их
сортировки,
редактирования
информации об
исполнителях, а также
развитыми средствами
конфигурирования. И,
разумеется со средствами
воспроизведения mpeg-файлов.
Интересной особенностью
является возможность
одновременного
воспроизведения двух
файлов - в некоторых
случаях дает весьма
любопытный эффект. Но
может использоваться и по
прямому назначению -
например, для наложения
аккомпанемента на пение.
Если
же возникает потребность
в RealAudio (большинство
сайтов любимой мной
авторской песни - в этом
формате) - нужно
обратиться на сайт
соответствующей фирмы (то
есть Real).
Там с некоторых пор
доступна бесплатная Linux-версия
RealPlayer G2. Правда, из всех их
серверов ни один не
поддерживает докачку. Что,
в наших условиях, не есть
хорошо. И, надо сказать, не
все редакции работают
хорошо, а некоторые не
работаю просто.
Подведем
итоги
Цель
этой заметки - ответить на
два вопроса. Первый - может
ли пользователь (не
программист и не
системщик), установив Linux,
сразу начать выполнять
некую элементарную
текущую работу. С тем,
чтобы проблемы
операционной системы
изучать по ходу их
возникновения, а не перед
тем, как ему надо написать
страничку элементарного
текста с простенькой
иллюстрацией. И при этом
поначалу не выходя за
пределы штатных средств.
Надеюсь, я выразился
понятно?
Ответ,
хотя и с некоторыми
оговорками -
положительный. Штатных
средств Linux'а и XWindow (в
модификации KDE) вполне
достаточно, особенно если
работа пользователя
ориентирована, так
сказать, на Сетевое
представление. Разумеется,
для бумажного
представления, а также
мало-мальски
неэлементарной векторной
графики, инструментария
маловато. Однако не
забудем, что в комплекте
Windows (хоть какой версии)
положение с этим еще хуже.
Конечно,
это компенсируется
возможностью на любом
лотке с CD'юшниками набрать
полный профессиональный
инструментарий для любой
деятельности. Правда в
ворованом исполнении. А
ведь - это плохо.
И не
потому, что воровать
грешно: заниматься
любовью, говорят, - тоже
грех. И не из-за
юридических кар, которыми
грозят нам власти
предержащие по наводке
производителей
коммерческого софта:
суровость российскиз
законов всегда
компенсировалась
необязательностью их
исполнения. И даже не
потому, что ворованый
программный продукт - хуже
лицензионного: это ложь и
провокация, поскольку
первый представляет собой
точную копию последнего (иначе
его и нельзя было бы
назвать ворованым).
А
потому, что, покупая
ворованый продукт, мы,
хотим того или не хотим,
укрепляем положение
естественных (правильнее
сказать -
противоестественных)
монополистов -
производителей
коммерческого софта.
Автоматически
способствуя вытеснению
всех альтернативных
вариантов. Подчас - не
менее функциональных,
более простых, легких и
быстрых.
Я
уже гоорил, что положение
Word'а или Excel'а как
фактического стандарта в
постсоветском
делопроизводстве обязано
не маркетинговому гению
российского
представительства Microsoft'а,
а исключительно усилиям
пиратов. Так же как
популярность прочих
компонентов
джентельменского набора
любого пользователя -
CorelDraw и PhotoShop'а. Неужели вы
купили бы их за свои
кровные, если вся задача -
нарисовать пару кривых
или подправить
контрастность фотографии?
Ведь для этих целей
существует (или
существовало не так давно)
немеренно маленьких,
быстрых и простых в
обращении программ. Но кто
же о них теперь вспомнит...
А
пользователь Linux'а,
приобретя дистрибутив за 5
уев (или, паче того, за
казенный счет скачав его с
Сети), может спокойно и с
чистой совестью (а чистая
совесть - великая вещь, по
крайней мере, так говорят
те, кто знает, что это
такое) может
удовлетворять свои
насущные потребности. И
даже - порочные склонности.
Однако
я отвлекся. Вернемся к
первому вопросу. Да, в Linux'е
(по крайней мере при
наличие KDE) можно почти
сразу после установки
начать набирать тексты,
изготовлять рисунки,
верстать все это в web-страницы.
Слушая при этом арию
тореадора с компакт-диска
Бизе, песенки Визбора с mpeg-диска
или скачанных с Сети (например,
с http://www.bards.ru/ - очень
рекомендую, кто любит)
современных бардов в
формате RealAudio.
Однако
тут возникает второй
вопрос: каждый ли это
может? И здесь ответ -
однозначно отрицательный.
Работа в Linux'е не для
каждого. И дело тут не в
том, что нужно быть семи
пядей во лбу. Хотя Linux,
конечно, не для полных
идиотов (помните - была
такая книжка, QuarkPress для
полных идиотов?). И не в том
дело, что требуется
некоторый обязательный
минимум начальной
подготовки: подготовка -
дело наживное.
А в
том дело, что, в отличие от
Windows (но не от DOS - Windows в
этом отношении развился;
или - деградировал), в Linux'е
невозможно обойтись
набором готовых рецептов.
Практически каждое, самое
элементарное, действие
требует чтения
документации, книг,
Сетевых материалом. А
часто (страшно сказать)
даже размышлений.
Конечно,
как говорил вечно живой -
любая кухарка может
управлять государством.
Правда, вскоре
расстрелянный добавлял -
под наблюдением комиссара.
Так и тут. Вероятно, любая
секретарша смогла бы
работать в Linux'е. Под
наблюдением сисадмина.
Однако вопрос - захочет ли?
Думается, вряд ли.
А
вот для тех, кто по
должностной инструкции
обязан напрягать мозги и
уметь работать с
различными источниками
информации, то есть для
научных сотрудников, Linux
представляется
подходящим выбором. В том
числе и потому, что
способен пробудить
любопытство, которое
свойственно (или должно
быть свойственно) любому
научному работнику. И -
дает реальную возможность
это любопытсво
удовлетворить.
А
ведь если при советской
власти наука являлась
способом удовлетворения
любопытства индивидуума
за счет государства, то
теперь его приходится
удовлетворять любым
доступным способом. А Linux -
не только достойный, но и
один из наименее дорогих
способов такого
удовлетворения.
Алексей
Федорчук
Щербинка, 4 августа 1999 года
дополнено 15 августа |